С 1 сентября вступил в силу новый регламент для инспекторов ГИБДД, составленный МВД. 272 статьи предписывают «гаишникам» игнорировать служебные удостоверения водителей и обязывают обращаться на «вы». Водителям разрешили записывать на диктофон и видеокамеру милиционеров. Взамен для инспекторов узаконили придорожные «засады» и разрешили «осматривать» авто без протоколов и понятых. «Менять надо не регламент, а личный состав ГИБДД, ведь выполнять новые правила будут все те же люди», – отмечают юристы.
С 1 сентября вступает в силу приказ МВД РФ N185 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований безопасности дорожного движения». Документ от 2 марта 2009 года зарегистрирован в Минюсте 18 июня. Он регламентирует действия дорожных инспекторов в разных ситуациях. Регламент состоит из 272 статей и детально описывает всю деятельность сотрудников ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения вплоть до поведения постовых.
Так, остановив автомобиль для проверки, инспектор должен представиться, назвать должность, звание и фамилию, объяснить причину остановки и вообще «быть вежливым, объективным и тактичным». В частности, если в переданные водителем документы «вложены деньги», их надо «вернуть», так как «материальные ценности» инспекторам принимать запрещается.
По новым правилам действия сотрудников ГИБДД можно будет беспрепятственно записывать на видео и фиксировать на фотоаппараты.
В МВД особое внимание уделяют норме, обязывающей инспекторов никак не реагировать на служебные удостоверения, которые им демонстрируют некоторые водители. По словам милицейского начальства, этот пункт специально введен в регламент для того, чтобы, например, отбирать права у нетрезвых прокуроров. впрочем, автомобилисты-правозащитники отмечают, что сотрудники ГИБДД и раньше могли это делать по закону, «надо было просто закон соблюдать».
Представители объединений автомобилистов отнеслись к новому регламенту неоднозначно. Участвовавший в разработке документа лидер межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов отметил GZT.ru, что прежнее наставление для сотрудников ДПС устарело, а ряд пунктов игнорировался инспекторами. Нынешние правила, являющиеся приказом министра внутренних дел, по мнению правозащитника, стали ближе к жизни. среди положительных моментов – разрешение фото- и видеосъемки. Снимать на видео инспекторов можно было и прежде, но не всем их них удавалось доказать, что это не запрещено Конституцией. В некоторых случаях, съемка инспекторов приводила к трагедиям. К примеру, год назад под Екатеринбургом пьяный инспектор ГИБДД выстрелил в глаз водителю, снимавшему его на мобильный телефон.
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в комментариях газете «Коммерсант» также отмечает, что в новом регламенте есть «нововведения со знаком плюс», например, прямой запрет постовым тормозить машины под знаком «Остановка запрещена».
Однако «многое ухудшилось», например, отсутствует четкий перечень причин, по которым инспекторы вообще могут останавливать машины. До сих пор, поясняет господин Похмелкин, «вне стационарных постов сотрудники ГИБДД могли делать это только в случае нарушений, а сейчас этой нормы нет». Кроме того, пункты 43 и 44 регламента официально разрешают вести наблюдение за дорожным движением «в скрытой форме», да еще и использовать для этого «естественные и искусственные укрытия». По мнению Виктора Похмелкина, это прямо противоречит указанию президента Дмитрия Медведева, «который призвал предупреждать, а не выявлять нарушения».
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отметил одно из самых спорных нововведений: новые правила разграничивают понятия «досмотр» и «осмотр» транспортного средства. «Про досмотр все понятно – это ковыряние в вещах с понятыми. А что такое «осмотр», нигде не раскрыто. Эта лазейка позволит гаишникам залезать в любые машины без протоколов и понятых, поясняя, что это вовсе не досмотр, а осмотр», – отмечает юрист. «Менять надо не регламент, а личный состав ГИБДД, ведь выполнять новые правила будут все те же люди», – утверждает правозащитник.
Эксперты сходятся в том, что в первые месяцы после ввода документа в силу неизбежны конфликты: «Водители не знают нового регламента, а сотрудники ГАИ не понимают, что там написано. А любые разногласия на дороге – это вымогательство денег».