Российские органы опеки и уполномоченный по правам ребёнка сейчас пытаются разобраться в шокирующей истории 7-летнего Артёма Савельева. Приемная мать вернула его обратно, отправив в Москву на самолёте одного. Подробности «Вести ФМ» рассказал уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов.
«Вести ФМ»: Павел Алексеевич, здравствуйте! Правда ли, что вы сейчас буквально общаетесь с Артемом Савельевым?
Астахов: Да, вот он передо мной сидит. Мы с ним рисуем. Он меня нарисовал, сейчас я его рисую.
«Вести ФМ»: Как он выглядит? Как мальчик себя чувствует?
Астахов: Ничего, такой конопатый.
«Вести ФМ»: Улыбается?
Астахов: Улыбается. Он все время улыбается.
«Вести ФМ»: А он рад тому, что он вернулся в Россию или нет? Что рассказывает уже?
Астахов: Он подписывается «Джастин». Почему Джастин, Артем?
«Вести ФМ»: Он говорит по-русски?
Астахов: Он понимает все по-русски, но говорит по-английски.
«Вести ФМ»: Но он же всего полгода был в Америке?
Астахов: Рядом никто не говорил с ним по-русски, поэтому он уже говорит по-английски. Нормально себя чувствует, врачи о нем заботятся. Он в хорошей палате лежит.
«Вести ФМ»: Дальнейшая судьба Артема уже каким-то образом решена?
Астахов: Мы сейчас это решаем, потому что ночью я разговаривал с Сергеем Викторовичем Лавровым, поскольку ситуация приобретает такой международный характер и в этой ситуации нужно решать международные вопросы тоже. Сергей Викторович предлагает отправить его в детский дом, который курирует Министерство иностранных дел. А сейчас вот есть предложение от московских коллег.
«Вести ФМ»: Но и приморский детский дом тоже готов взять обратно Артема?
Астахов: Ну, это понятно. Я так думаю, что сейчас у него много будет различных вариантов. Мы параллельно сейчас будем думать о патронажной семье, может быть, мы его под патронат отдадим.
«Вести ФМ»: Неужели в России сейчас не найдется семьи, которую можно проверить, чтобы это были нормальные люди, которые возьмут Артема?
Астахов: Ну, я думаю, конечно, найдутся такие люди, тем более благодаря вам сейчас все узнают. Он очень хороший мальчик.
«Вести ФМ»: Вы уже заявляли о том, что временно будет приостановлено усыновление.
Астахов: Это было мое предложение, я не решаю этот вопрос сам, вы же понимаете, потому что этим занимаются серьезные министерства – Министерство образования и науки в частности. Но мое предложение именно такое, потому что уж слишком вопиющий случай. Он летел на двух самолетах, из Теннеси — это более тысячи миль до Вашингтона, а потом вторым самолётом из Вашингтона в Москву.
«Вести ФМ»: А он сказал, кто его встречал? Тот мужчина, некий бизнесмен, который провел его.
Астахов: Уже разобрались, кто это. Это на самом деле человек, не имеющий отношения к этой истории, он за деньги встречает, возит туристов. Ему написали письмо, предложили некую сумму, чтобы он за эти деньги встретил мальчика и отвез в Министерство образования и сдал охране. Вот и все. Как в свое время – «посылочку маме с проводником передам».
«Вести ФМ»: Это чудовищно на самом деле.
Астахов: На самом деле мы выяснили, кто мама. Мама – достаточно молодая женщина, 1983 года рождения.
«Вести ФМ»: Вы говорите про биологическую мать?
Астахов: Нет, про американскую, которая его усыновляла. Хотя теперь уже, конечно, она не мама. Она сама медсестра по образованию, то есть человек, который мог быть готов к любым трудностям, если бы они возникали, я имею ввиду — медицинского характера. Но здесь их не было, потому что мальчик вполне развит и врача сейчас говорят, что у него все в порядке абсолютно.
«Вести ФМ»: А каким образом вообще происходит процедура усыновления? Только государственные органы решают, кому давать ребенка или все-таки здесь работают и некие частные структуры, которые оказывают поддержку, какую-то помощь?
Астахов: С Америкой у нас международное усыновление идет по двум путям – это аккредитованные агентства и независимые усыновления. Мы все время говорили, что с независимым усыновлением самые большие проблемы, потому что отчеты нам не предоставляют, мы не можем проследить судьбу ребенка. А вот тут выяснилось, что аккредитованное агентство, которое, между прочим, даже на Ленинском проспекте в Москве имеет свое представительство, две недели назад отчиталось перед Министерством образования, прислало фотографии, что все хорошо, Артем в семье, фотографию с мамой, с семьей, с родственниками. И через 2 недели мы посылаем его как посылку из Вашингтона.
«Вести ФМ»: Артем сам не рассказывал, как мама к нему относилась?
Астахов: Такие вопросы сложно сразу выяснить, но, вроде, он говорит, что все было хорошо.
«Вести ФМ»: А как мама ему объяснила, почему она сажает его в самолет и отправляет одного?
Астахов: Он говорит, не сказала ничего. Какой-то, говорит, большой мальчик посадил его на самолет. То есть мама, видимо, его даже не провожала. Вот он говорит, что «мама» говорила, что не любит его.