В 2014 году столичные власти начнут реализацию пилотного проекта новых школьных лабораторий, оборудованных интерактивными столами и проекторами с поддержкой 3D-формата, сообщили M24.ru в департаменте образования города Москвы. Как рассказали в ведомстве, для пилота выбраны 36 школ во всех округах столицы. Во многих из них уже идет процесс подготовки помещений для подключения оборудования, на поставку которого уже объявлен конкурс.
Так называемые конвергентные лаборатории позволят школьникам изучать на новом уровне химию, физику, биологию, географию и природоведение. Для них в кабинетах появятся интерактивные глобусы, столы с сенсорными панелями, атомные силовые микроскопы и 3D-атласы. Кроме того, будут закуплены подробные анатомические модели, дистилляторы, настольные центрифуги и другие инструменты.
Оборудование может быть использовано, как в основном учебном процессе, так и для дополнительного образования. Главное преимущество новых лабораторий состоит в том, что данные, полученные от экспериментов на одном уроке, можно использовать при изучении других дисциплин. «Например, школьник на природоведении взял пробу почвы, на химии провел анализ ее состава, на географии определил для какой полосы также свойственна почва с подобным составом, на биологии разобрал, что и как может расти на такой земле, и так далее»,− пояснили в департаменте.
Учителям, участвующим в пилоте, предстоит пройти специальные курсы, где их обучат работе с новыми программами, а так же расскажут, как максимально эффективно использовать с учениками все полученные инструменты. В некоторых кабинетах, для преподавателей будет оборудована специальная кафедра с консолью управления классным оборудованием или интерактивный стол.
Тестировать новые лаборатории будут не менее года, затем будет принято решение об их распространении в городе.
Член комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской думы Алексей Рябинин одобряет проект департамента образования. «Есть такое понятие, как материально-техническая база в образовании, и, в идеальной ситуации, она должна соответствовать самым современным технологиям. Лет 20 назад, дискутировали на тему того, нужны ли школам компьютерные классы, а теперь это вопрос уже не вызывает сомнений»,− отметил он. По словам Рябинина, на данный момент, город сконцентрировался на поставках лабораторий в школы, имеющие специализацию в естественных науках, но в будущем аналогичные инновации должны прийти и во все остальные образовательные учреждения.
По словам председателя Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, необходимость обновлять оборудование в столичных школах не вызывает вопросов, равно как и польза от появления в учебе новых интерактивных и даже игровых элементов. «Для ребенка гораздо легче усвоить материал в игровой форме, когда он смог что-то пощупать, получить впечатления от урока, какие-то новые ощущения запомнить. При таком подходе, многие ученики находят потом свой путь в жизни и понимают, чем бы они хотели заниматься в будущем»,− заявил Виктор Панин.
Однако, эксперт отметил, что от поставки оборудования в школы до реального запуска проекта пройдет еще довольно длительный срок. Чтобы началось полноценное пилотирование, учителя должны научиться пользоваться всеми новыми инструментами и должна быть разработана совершенно новая методология преподавания предметов. На это, по мнению Панина, потребуется еще минимум полгода.
Информатизация столичного образования началась с 2012 года. В московских школах появились ноутбуки, интерактивные доски, частично были внедрены электронные карточки для прохода и получения обедов в школьных столовых. В конце прошлого года столичные власти выделили 5 млн. рублей 11 компаниям на разработку полностью электронных учебников, а в 2014 году у школьников появится возможность делать домашнюю работу в интернете и на смартфорнах, с помощью специальных приложений.