Давка начинается еще на станции метро Китай-город, при выходе на Славянскую площадь. На улице — моросящий дождь, грязь, серое унылое небо: скверная погода, как осенью. Даже не верится, что сегодня — 1 марта, первый день весны. «Весна не наступила», — угрюмо шутят в толпе. Люди — с плакатами, цветами, с зонтами и без — стоят в очереди к рамкам, чтобы попасть на шествие памяти Бориса Немцова. Известного политика убили неизвестные в ночь с пятницы на субботу, прямо в сердце российской столицы, напротив Кремля, на Большой Москворецком мосту. Вчера весь день туда несли цветы, а сегодня — пройдут маршем мимо того места, где Немцов был застрелен четырьмя пулями в спину, когда шел домой с девушкой. Организатором акции удалось согласовать и подготовить ее лишь за сутки: вместо «антикризисного марша Весна», который должен был сегодня пройти с участием Немцова. Марш начинается в три, сбор был заявлен на два часа дня.
Мы медленно доходим до рамок. Досмотр — избирательный. У кого-то забирают «неправильные плакаты», у кого-то лишь мельком смотрят сумки. Прошедшие на акцию люди начинают движение по Китайгородскому проезду. Вдоль улицы растекается настоящее море российских флагов, все с траурными лентами, а также полотница движения «Солидарность» и «РПР-Парнас». Людям раздают небольшие плакаты в чернымх рамках с лозунгами: «Нет слов», «Пропаганда убивает», «БорисЬ!». Особой популярностью пользуется отчаянное заявление: «Я не боюсь!». Есть и другие слоганы, написанные от руки: «Рашизм убивает», «Борис, ты прав», «Четыре пули в Немцова — четыре пули в меня». Идет молодой человек с большой картонной табличкой: «Беспредел». Известный активист Григорий Саксонов стоит с плакатом в поддержку Савченко. Некоторые держат листовки с надписью: «Борис умер, Надежда — умирает» (хотя, по словам очевидцев, плакаты в поддержку Савченко на входе отбирали). Мелькают букеты цветов и почему-то наклейки за Навального: Алексей сидит в спецприемнике за то, что раздавал в метро листовки, информируя людей о марше «Весна».
Колонна медленно ползет вдоль красно-кирпичной Китайгородской стены. Идут люди с большими и маленькими детьми, кто-то накидывает на спину флаги. Виднеются флаги с белыми лентами. Колонна начинается уже на набережной — ее открывает растяжка «Герои не умирают». Там стоят организаторы, с одним из них удается поговорить: «Там еще тридцать пять тысяч человек через рамки не прошли!» Позднее, по данным Белого счетчика, окажется, что в шествии участвовали более пятидесяти тысяч человек. По данным полиции — около пятнадцати тысяч…
Идем в толпе от набережной к храму Василия Блаженного. На повороте — колонны юношей в куртках с надписью «полиция», но без нагрудных знаков. По всей видимости, это внутренние войска. Ребята-призывники обычно говорят, что у них не только знаков нет, но и никаких полномочий. Но в туалеты, которые размещены возле моста, нас не пускают.
С моста открывается невероятный вид: колонна с российскими флагами идет вдоль реки, хвост ее теряется вдалеке. Страшно, как бы крайние не упали в воду (правда, на реке дежурят полицейские катер, да и нас, на мосту, полиция просит отойти подальше от бортиков). Поднимаясь к Красной площади, участники шествия начинают кричать лозунги: «Россия будет свободной! Россия без путина! Нет террору, нет войне!» Потом станет известно, что на входе на мост полиция задержала участников «Народной воли» и людей с «имперскими», черно-желто-белыми флагами. Всего, по данным СМИ, задержали пятьдесят человек. На момент написания материала большая часть из них, по данным правозащитного портала «ОВД-Инфо», отпущены.
На месте гибели Немцова возлагают цветы. Оно, правда, огорожено, но букеты можно передать через бабушку-волонтера. Неудобства создает пресса, которая мешает подходить, на призывы полиции не реагирует. Среди участников акции — самые разные люди. ЛГБТ-активисты несут плакаты с цитатами Немцова, который поддерживал равноправие. Феминистки идут с желто-голубым транспарантом: «Вы обалдели? Жрать нечего!» — видимо, заготовленным для «антикризисного» мероприятия. Группа с флагами Украины протестует против войны. Буддийские монахи в оранжевых одеяниях мерно бьют в бубны…
В четыре часа мне звонят друзья: «Мы на рамках, стоим уже час. Сейчас проход от нас в пятидесяти метрах». Становится понятно, как много людей пришли на эту акцию. Я уже практически дошла до конца маршрута. Возле моста через Обводной канал стоят военные в камуфляже и ОМОН в черных шапочках, с касками в руках. От фотоаппарата они отскакивают, как черт от ладана, и даже каски сфотографировать не дают. Тут же стоят сотрудники Московского метрополитена, объясняя участникам акции, куда теперь идти: «Третьяковская — прямо, Новокузнецкая — направо». Люди медленно расходятся. Моросит дождь, громко жужжит зависший в небе вертолет.
ФОТОРЕПОРТАЖ