На свободу вышли все обвиняемые по одному из самых громких расследований 2000-х годов о коррупции в МВД РФ – дела «оборотней в погонах». Последним колонию покинул лидер милицейской ОПГ бывший начальник управления безопасности МЧС РФ — экс-генерал-майор Владимир Ганеев, которому суд назначил наказание в виде 20 лет заключения. Медики признали, что по состоянию здоровья он не может больше находиться в местах лишения свободы.
Как рассказал «Росбалту» источник, знакомый с ситуацией, большую часть срока Владимир Ганеев провел в колонии для «бывших сотрудников» в Зубово-Полянском районе Мордовии. Причем там он тоже сделал себе карьеру, став негласным лидером среди заключенных. В данном статусе Ганеев активно помогал осваиваться в этой колонии бывшему начальнику Главного следственного управления СКП РФ Дмитрию Довгию (недавно вышел по УДО), осужденному за получение взятки на девять лет. Во время отсидки в жизни Ганеева произошло и знаменательное событие: он познакомился с местным адвокатом, представлявшим его интересы в судах Мордовии, женился на ней. У пары родился ребенок, которому на момент освобождения Ганеева исполнилось семь лет.
Пока бывший начальник управления МЧС сидел в колонии, суды Мордовии снизили ему срок с 20 лет до 17 с половиной лет заключения. Однако на условно-досрочное освобождение он претендовать все же не мог, так у него было четыре взыскания от руководства колонии, к тому же он не признал вину. Но в 2014 году у Ганеева обнаружили тяжелое заболевание, которое он получил во время отбытия наказания. Консилиум медиков пришел к выводу, что экс-главе управления МЧС требуется высокотехнологичная медицинская помощь, которую ни в системе ФСИН, ни на территории Мордовии оказать невозможно. Причем заболевание прогрессирует и если не сделать операцию, то «прогноз жизни Ганееву не более 3-5 лет». К тому же данное заболевание входит в перечень заболеваний, препятствующих отбытию наказания. Учитывая это, суд принял решение освободить Ганеева от отбытия оставшегося срока в связи с тяжелой болезнью. Однако прокуратура не согласилась с таким решением и последовательно обжаловала его в разных инстанциях. Разбирательства шли долгое время, но решение об освобождении Ганеева осталось в силе. Недавно он покинул колонию и уже приехал в Москву.
К этому времени из мест заключения по условно-досрочному освобождению вышли и все остальные фигуранты дела «оборотней в погонах»: экс-заместитель начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУР Юрий Самолкин, бывшие сотрудники 5-го отдела МУР братья Николай и Валерий Демины, Вадим Владимиров, Александр Евстегнеев, Александр Брещанов, Юрий Козар и Игорь Островский. Как уже сообщал «Росбалт», еще в 2010 году был освобожден бывший оперуполномоченный МУРа Михаил Кутырин, а в 2012 году — экс- замначальника 2-й оперативно-розыскной части Московского уголовного розыска Евгений Тараторин.
По версии следствия, еще в 1997 году начальник управления безопасности МЧС РФ генерал Владимир Ганеев создал из сотрудников милиции организованное преступное сообщество (ОПС). «Используя значение и авторитет занимаемой им должности, Ганеев осуществлял общее руководство, покровительствовал действиям остальных участников сообщества, определял объекты преступных посягательств и распределял прибыль», — говорилось в материалах дела. Другими лидерами ОПС, по версии следствия, стали следующие сотрудники МУРа: заместители начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия Юрий Самолкин и Владимир Лысаков (до сих пор находится в международном розыске), а также заместитель начальника 2-й оперативно-разыскной части Евгений Тараторин.
Участники этого ОПС, как говорится в материалах дела, «неоднократно вымогали у руководителей различных коммерческих предприятий крупные суммы денег, незаконно приобретали и хранили оружие, взрывчатые вещества и наркотики, а также фальсифицировали доказательства по уголовным делам». Следствие выяснило, что сотрудники МУРа предлагали бизнесменам перейти под «милицейскую крышу», а взамен просили производить ежемесячные отчисления, а также вводить своих людей в число учредителей коммерческих структур. На тех, кто отказывался, сыпались угрозы. Так, в материалах дела говорилось, что генерал Ганеев лично избил бизнесмена Лебедева, требуя от него выплаты $600 тыс. А наиболее строптивым коммерсантам, по версии следствия, оперативники подбрасывали оружие, наркотики и взрывчатку, после чего те отправлялись за решетку. Порой героин и пистолеты оказывались в карманах различных людей и для того, чтобы сотрудники МУРа могли улучшить показатели своей работы.
На слушаниях в Московском окружном военном суде в 2006 году Ганеев и Самолкин получили по 20 лет колонии, а Евгений Тараторин – 16 лет. Позже Верховный суд РФ снизил Тараторину срок до 13 лет лишения свободы. Еще один лидер группы «оборотней в погонах» — Владимир Лысаков — до сих пор находится в международном розыске. По данным оперативников, он может скрываться где-то на территории Украины.
Знакомые бывших милиционеров утверждают, что «громкое дело» было показательной «поркой», вызванной политическими мотивами. Общество высказывало недовольство коррумпированностью всей милицейской системы. Однако высшее руководство этого ведомства вместо того, чтобы реформировать МВД, решило «выпустить пар», заслав в тюрьму офицеров МУРа. Причем среди них оказались и те, кто к вымогательствам никакого отношения толком не имел.
Юрий Вершов