В Москве официально запущен сервис краткосрочной аренды автомобиля. С помощью новой услуги машину можно взять в аренду на одной стоянке и оставить на другой, не заезжая в офис обслуживающей компании.
Каршеринг (от англ. carsharing) – вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой и возможностью вернуть машину в любом из пунктов обслуживания.
Подобная форма проката объединяет преимущества общественного и личного транспорта, так как машины предоставляются по необходимости за невысокую арендную плату.
Каршеринг не будет привязан к станциям метро, то есть водитель сможет взять автомобиль в личное пользование в любое время суток, в любой точке города.
По разным оценкам, автомобиль для каршеринга заменяет от 8 до 15 личных авто, а это значительно снижает загруженность дорог припаркованными машинами.
Новую услугу в Москве предоставляет компания «Делимобиль». Краткосрочная аренда автомобиля в первый месяц работы сервиса обойдется в 5 рублей за минуту, а затем стоимость вырастет до 8,9 рубля. Клиентам будут предоставлены автомобили марки Hyundai Solaris отечественной сборки с ярко-оранжевыми полосками на кузове.
«Благодаря каршерингу москвичи получат еще одну степень свободы в выборе способов передвижения. А транспортная система Москвы станет еще гибче, удобнее и современнее», – сказал Сергей Собянин во время во время презентации проекта.
По словам мэра, сервис развивают частные инвесторы без привлечения бюджетных средств. Единственный инструмент поддержки – льготы по оплате парковки.
Как рассказа член совета директоров компании «Делимобиль» Алексей Градов, перед тем, как приступить к реализации проекта, компания изучила опыт Милана, Берлина и Лондона. Кроме того, в Москве был проведен социологический опрос, который показал, что данная услуга востребована.
Ранее заммэра, руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов сообщил, что услуги каршеринга в Москве будут дешевле такси. Действительно, например, у сервиса «Яндекс.Такси» первые 15 минут поездки стоят 199 рублей (или 13,2 рубля в минуту), а далее – 15 рублей в минуту. Минимальная стоимость минуты поездки на такси в сервисе Uber — 8 рублей, еще почти 8 рублей берется за каждый километр пути. Вдобавок нужно заплатить 50 рублей за подачу машины.
Ожидается, что до конца года в системе будут работать до 500 автомобилей. Предполагается, что каршеринг принесет в экономику столицы в этом году около 600 миллионов рублей в 2015 году.
По словам руководителя проекта Probok.net Александра Шумского, каршеринг поможет в борьбе с пробками в столице, когда количество предоставляемых в аренду машин вырастет до заявленных компанией нескольких тысяч. Но и тех несколько сотен автомобилей, которые есть в системе сейчас, достаточно для того, чтобы понять будет ли спрос на такую услугу. Для этого понадобится около полугода-года. «Думаю, что как и на западе, такая услуга будет востребована в Москве. В городе есть пробки и достаточно дорогая платная парковка, с этой точки зрения не покупать машину, а пользоваться услугами краткосрочной аренды, — становится рентабельней», — добавил Шумский. Он отметил, что аренда машины обойдется дешевле такси, а кроме того, автомобиль можно будет оставить там, где удобно. «Если услугой будут пользоваться 5-10 тысяч человек — это уже хорошо. Нет одной таблетки от всех пробок в Москве. Но в общем списке мер, которые принимает правительство города, я считаю, что это полезно», — подчеркнул эксперт.
Как пользоваться услугой
Воспользоваться сервисом могут люди не моложе 21 года с водительским стажем от двух лет. Сначала нужно пройти регистрацию на сайте «Делимобиля», в том числе необходимо будет отправить сканы паспорта и водительских прав. На рассмотрение заявки уходит до 24 часов. Если заявка будет одобрена, пользователь может приехать в офис компании или одного из партнеров сервиса и подписать договор бесплатно. Адреса можно узнать здесь. Также можно заказать доставку договора курьером за плату.
Найти ближайший свободный автомобиль можно с помощью мобильного приложения. Оно также нужно для того, чтобы открыть машину. Затем предлагается оценить состояние кузова и салон авто. Если есть повреждения, их нужно сфотографировать и с помощью приложения отправить в информационный центр, чтобы избежать претензий. Бесплатная бронь на автомобиль работает в течение 20 минут, а затем включается тариф «ожидание» -1,5 рубля в минуту.
Учитывается только фактическое время пользования автомобилем, минимальный период аренды отсутствует. Потраченная сумма автоматически списывается со счета клиента после завершения поездки.
Арендовать и возвращать автомобиль можно будет на любых улицах в пределах Третьего транспортного кольца, где разрешена стоянка. Со следующего года такая возможность появится и в пределах МКАД. Перемещаться на машине можно не только внутри МКАД, но и в радиусе пяти километров за пределами кольцевой автодороги. При этом за оставление прокатного автомобиля за пределами ТТК клиентов будут штрафовать на 5 тысяч рублей. Также клиенты сервиса будут возмещать стоимость эвакуации и штраф в случае нарушения правил дорожного движения.
Стоимость бензина уже включена в арендную плату. Ехать на автозаправку придется только, если загорелась лампочка нехватки топлива. Залить бак можно по топливной карте «Делимобиля», которая предоставляется вместе с машиной.
Тратиться на парковку в платной зоне клиенту тоже не придется, а для компании она будет предоставляться на льготных условиях. Плата за размещения машины для каршеринга на столичной парковке составит 60 тысяч рублей за три года.
По словам основного инвестора проекта Винченцо Трани, всего в московской системе краткосрочной аренды сможет работать около 10 тысяч автомобилей.
«Мы анализировали рынок в разных странах, где предоставляется сервис каршеринга, и увидели, что цифра держится примерно на уровне 10 тысяч автомобилей. Мы планируем покупать 100 автомобилей каждый месяц. Соответственно, это темпы роста, которые мы для себя видим», — рассказал он в интервью Агентству «Москва».
Он отметил, что при ежемесячном увеличении числа автомобилей, те, кто раньше не пользовались этим сервисом, и не знают, какие плюсы есть у данной услуги, смогут получить всю необходимую информацию.
«Если на рынке будет больше 10 тысяч автомобилей, он станет чересчур тесным, но до 10 тысяч компаниям будет комфортно работать», — добавил Трани.
Основными потребителями услуги каршеринга он назвал людей в возрасте 21-40 лет, которые либо не имеют на сегодняшний день автомобиля, либо не пользуются машиной каждый день.
По словам Трани, эта услуга поможет снизить количество заторов в Москве.
«Сервис позволяет людям пользоваться автомобилем, но при этом человек не будет занимать место на стоянке для личного автомобиля весь день, чтобы в реальности пользоваться автомобилем всего лишь час в день, как это происходит сейчас», — пояснил он.
Зарубежный опыт
Система каршеринга широко распространена за рубежом. Например, в Париже компания Autolib предоставляет в аренду электромобили (от 10 евро за сутки), в США — Zipcar (от 7,5 доллара в час). В Милане действует система краткосрочного проката электромобилей E-Vai. Стоимость использования — 5 евро в час или 60 евро в день. Заряд батареи позволяет проехать около 130 километров, а затем можно оставить машину заряжаться на специализированной стоянке. Еще один каршеринг-сервис, который действует в итальянском городе — Eq Sharing — он предоставляет маленькие двухместные электромобили Free Duck Ducati. Пользователь должен зарегистрироваться на официальном сайте компании, где годовой абонемент стоит 10 евро, недельный — 5 евро. Использование электромобиля стоит 0,13 центов за минуту. Забирать и оставлять машину можно на разных специализированных парковках.
Согласно независимому исследованию компании Frost & Sullivan, на 2011 год в Европе существует порядка 700 тысяч подписчиков на услуги каршеринга. Ожидается, что к 2020 году число подписчиков вырастет до 15 миллионов человек, а число доступных автомобилей до 240 тысяч.