Приватизация социального жилья: цена вопроса

22 февраля 2009 | Рубрика: Общество

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, который разрешает приватизировать жильё, полученное по договору социального найма после 1 марта 2005 года.

 

Данный вопрос стоял на повестке сразу принятия Жилищного кодекса в 2005 году, который запретил малоимущим оформлять в собственность муниципальные метры. 14 июня 2008 года лидер государства поставил подпись под законопроектом парламентариев, которые из статьи 4 закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» исключили спорное положение. Кстати, данную норму (после запроса граждан) раскритиковал также Конституционный суд РФ. Таким образом, решение Медведева лишь отразило отношение общественности к проблеме.

 

Народная победа


Бесплатное предоставление гражданам жилья в порядке очерёдности было завоеванием советской власти. По новому Жилищному кодексу таким правом обладают лишь малоимущие россияне. Причём это жильё должно было предоставляться им на условиях так называемого социального найма. То есть право вселиться в квартиру бесплатно у них оставалось, а права на последующую бесплатную приватизацию этой квартиры, в отличие от очередников прежних времён, не было.

 

Эту дискриминацию почувствовала московская семья Орловых — авторы запроса в Конституционный суд. Хайдар Орлов получил новую квартиру как инвалид войны к 60-летию Победы, в апреле 2005-го. Переезжая, семья оставила свою прежнюю квартиру в собственности города. Однако приватизировать ветеранский подарок Орловы не смогли по закону от 1 марта. После серии судебных разбирательств на защиту Орловых стал Конституционный суд. Любопытно, что судьи сослались на практику Европейского суда по правам человека, который исходит из того, что в современном обществе обеспечение жильём не может быть целиком отдано на откуп рынку. Следовательно, получившие муниципальное жильё после 1 марта 2005 года, имеют право на его бесплатную приватизацию до тех пор, пока она существует в России. Вводный закон к Жилищному кодексу устанавливал, что она отменяется с 1 января 2007 года, но Госдума приняла поправку, продлевающую этот срок до начала 2010 года.

 

Голоса недовольных

 

Победу Орловых не все восприняли положительно. Буквально сразу же после этого в российских СМИ появился ряд негативных публикаций на данную тему. Логика подобных материалов такова: если социальные  квартиры начнут приватизироваться, то исчезнет фонд жилья для других очередников. Глава Минрегионразвития Дмитрия Козак и вовсе отметил в одном из своих выступлений перед журналистами, что бесплатная приватизация социального жилья лишает муниципальные образования стимула строить.
Он напомнил, что из 3,5 млн семей, стоявших в очереди несколько лет назад, лишь 139 тыс. за последнее время получили жильё.

Любопытно, что при введении нового Жилищного кодекса властям субъектов Федерации было доверено определить параметры дохода, соответствующие понятию «малоимущий» — тот, кому полагается бесплатно выделить квартиру без права приватизации. Однако в  большинстве регионов этого не было сделано, ведь многие руководители ещё задолго до этого поспешили заявить, что бесплатного жилья больше не будет. Этот факт свидетельствует о том, что чиновников не устраивала перспектива приватизации социального жилья.

 

Вопросы остались

 

Сегодня власти делают ставку на увеличение объёмов строительства жилья. К 2010 году планируется возвести более 80 млн кв. м. Тем не менее, с 2005 по 2007 год лишь 0,1% российских семей смогли улучшить жилищные условия за счёт всех видов государственной поддержки.

 

В Минрегионразвития полагают, что на ситуацию повлияет рост объёмов ипотечного жилищного кредитования. Почему-то считается, что через два года ипотека станет доступна для 30% нуждающихся в жилье (при том, что сейчас она охватывает лишь 5% ищущих крышу над головой граждан). Козак также уповает на увеличение доходов населения. Однако в большинстве регионов показатели весьма печальные — средняя зарплата труженников едва превышает 10 тыс. руб.

 

Очевидно, что государство, идя на уступки, не раскрывая всех карт. К примеру, остаётся открытым вопрос: каким будет налог на имущество по окончании сроков приватизации?  То же касается и возможности её продления. Ведь окончание приватизации социального жилья в России провозглашалось не единожды. А если учесть то, что армия желающих приватизировать социальное жильё не успеет сделать это, можно прогнозировать, что установление жёстких сроков может спровоцировать социальное недовольство.