В Подмосковье потерпел крушение пассажирский борт Ан-148 «Саратовских авиалиний», совершавший перелет из московского аэропорта «Домодедово» в Орск Оренбургской области. Катастрофа произошла при взлете, во время набора высоты. Погибли шестеро членов экипажа и 65 пассажиров.
Самолеты Ан-148 разработаны на украинском АНТК имени Антонова. Упавший летательный аппарат был сделан на мощностях Воронежского самолетостроительного общества, а моторы — произведены украинской компанией «Мотор Сич». После крушения в СМИ появились утверждения о том, что данные самолеты могут быть небезопасными, что и раньше с ними происходили инциденты. Однако авиаэксперты не согласны. Тем не менее, «Саратовские авиалинии» приостановили эксплуатацию Ан-148.
Официальный представитель СК РФ Светлана Петренко заявила, что, по версии следствия, самолет находился в целости вплоть до столкновения с землей. Взрыв произошел после падения.
Но эксперты в этом не уверены. Разброс частей самолета, скорее, свидетельствует в пользу версии о том, что он начал разваливаться в воздухе, считает эксперт, специалист по безопасности полетов Александр Романов. Как он заявил «Росбалту», об этом говорит значительная площадь разлета осколков.
«В Следственном комитете сказали, что, по их мнению, самолет долетел целым до земли. По их версии, произошел удар, отскок, после чего — взрыв и разброс. Но непонятно, был ли это уже целый самолет или какая-то его часть. Однако можно отметить огромную территорию разброса мелких частей: порядка 20-ти футбольных полей. Опровергать что-либо не берусь, но при таком глубоком снеге, если был удар и взрыв после отскока, то все должно быть намного „компактней“. Потому, исходя из разброса обломков воздушного судна, можно предположить, что оно начало разваливаться еще в воздухе», — сказал Александр Романов.
Авиаэксперт считает, что модель самолета Ан-148 в целом можно считать надежной и вряд ли допустимо говорить о ее небезопасности. «Самолет сертифицирован, допущен Межгосударственным авиационным комитетом. Подобных катастроф с Ан-148 еще практически не было. С 2010 года были предпосылки: возвраты, прекращения полетов, отказы шасси и систем. Но безопасность при этом обеспечивалась», — отметил Александр Романов.
Основной версией крушения самолета Ан-148-100B, является техническая неисправность, считает эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич. Он напомнил, что в Интернете уже распространено видео самолета, у которого из крыла вырывается шлейф пламени. Если видео действительно относится к катастрофе, произошедшей 11 февраля, то круг версий сужается.
«Если видео, которое гуляет по Интернету, подлинное, то можно делать первые выводы. Виден пожар из поврежденного крыла, за самолетом идет облако горящего топлива. Можно исключить террористическую версию, потому что взрыв на борту — это, как правило, взрыв либо в пассажирском салоне, либо в багажном отсеке. Также уже можно исключить „погодную“ версию: взлет прошел нормально. Шел снег, но не мокрый. Самолет не был обработан противообледенительным реагентом, но он успел набрать такую высоту, где реагент уже не нужен, там уже работает штатная противообледенительная система. Судя по возгоранию крыла, теоретически могло произойти разрушение турбины, когда раскаленные осколки лопаток могли пробить крыло и поджечь топливо. С другой стороны, есть информация, что двигатели найдены, и известно, что они работали до соприкосновения с землей. Поэтому надо подождать расшифровки „черных ящиков“», — сказал авиаэксперт.
Вадим Лукашевич тоже согласился, что версии о плохом качестве Ан-148 малодостоверны. «Самолет украинской разработки, двигатель тоже украинский, а сборка российская, воронежская. Была катастрофа с таким типом самолета в 2011 году, но тогда заводской самолет выполнял испытательный полет и катастрофа произошла из-за отказа датчиков скорости на экстренном снижении. Насколько я знаю, за время эксплуатации самолетов этого типа в авиакомпаниях не было ни одного серьезного инцидента, а мелкие инциденты бывают у любого типа самолета. Уже прошла информация, что там не соблюдались какие-то регламентные сроки обслуживания — замены масла, фильтров и т. д. Но вопрос надлежащего обслуживания — это другое дело. Была информация, что этот самолет два года стоял на приколе из-за отсутствия запчастей, но потом запчасти появились, и он полетел. Какие запчасти — контрафактные или оригинальные — это тоже отдельный вопрос», — пояснил авиаэксперт.
Катастрофу из-за показаний неисправных приборов припомнил и председатель комиссии по вопросам гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. «Был случай на подобном самолете, когда неправильно работали указатели скорости. Экипаж, ориентируясь на неправильные показатели, пытался поддерживать нормальную скорость, увеличивая режим работы двигателя. В результате двигатель вышел из строя и разрушился. Не исключено, что и здесь было повторение такого случая», — отметил заслуженный пилот СССР.
По словам Олега Смирнова, пока остается неясным, по какой причине самолет начал снижаться, когда должен был набирать высоту, а потом опять шел вверх. «Многие катастрофы в чем-то схожи между собой. Но эта стоит особняком. В картине произошедшего я пока не могу понять и того, как он так резко начал снижаться, не потеряв в скорости. Если бы он свалился в штопор, тогда понятно — он бы падал как кусок металла. А здесь перед падением у него была зафиксирована скорость в 500 с лишним км/час. При высоте в 900 метров — это огромная скорость. Это только истребитель летает на таких скоростях на такой высоте», — объяснил авиаэксперт.
В офисе авиакомпании «Саратовские авиалинии», между тем, проходят выемки и проверки документов. В аэропортах уже изучаются данные по обслуживанию и техосмотру лайнера и по медосмотру членов экипажа.
Жители Саратова могут рассказать следователям немало интересного об опыте перелетов на бортах «Саратовских авиалиний». Ранее пассажиры неоднократно высказывали претензии этой компании, рассказала блогер, профессор Саратовского госуниверситета Вера Афанасьева. Эти претензии касались технического состояния авиапарка.
«Наконец взлетаем, переваливаясь и почти падая, дребезжа неимоверно. Мы сидим в самом хвосте и наблюдаем, как хвост этот почти гнется, а обшивка — трещит и чуть ли не разваливается. Как физик понимаю, что полет этот просто невероятен», — написала Вера Афанасьева в 2016 году о перелете по маршруту Москва — Саратов на «Яке-развалюхе».
«Еще совсем недавно, когда я летала самолетами этой компании, они были старые. Еще примерно полтора года назад там использовались „Яки“», — уточнила Вера Афанасьева. Горожанка подчеркнула, что не возьмется судить о качестве технического обслуживания самолетов «Саратовских авиалиний» в настоящее время, поскольку не является специалистом. Однако ранее такие вопросы возникали — из-за условий перелетов.
Согласно данным сайта russianplanes.net, самолеты Ан-148 были даже самыми «молодыми» в авиапарке «Саратовских авиалиний», в то время как средний возраст Як-42 в этой авиакомпании превышал 30 лет. Упавший борт эксплуатировался с 2010 года, но в «Саратовских авиалиниях» — с 2017 года, а до этого принадлежал авиакомпании «Россия».
Бортовые самописцы самолета найдены и отправлены на расшифровку. Это сначала дало основания надеяться, что хотя бы официальные причины катастрофы будут озвучены в ближайшее время. Однако в межгосударственном авиационном комитете сообщили, что «черные ящики» получили серьезные внешние повреждения. Если это так, то расшифровка записей может затянуться.
Дмитрий Ремизов