Необычная выставка открылась в московском музее современного искусства

10 августа 2016 | Рубрика: Афиша

На Петровке день открытых дверей. Эти самые двери даже с петель сняли, чтобы наплыву посетителей не мешали. Спокойно! Никто не призывает идти с повинной. Просто у московского музея современного искусства юбилей. И одна из выставочных площадок на Петровке, 25. Главный экспонат — само здание музея – особняк в историческом центре Москвы, переживший многократно смену эпох и назначений. Дом купца Михаила Губина, частная гимназия Франца Креймана, институт физиотерапии – чем только не было здание на Петровке. И вот всё вернулось на круги своя

Здание на Петровке — роскошный особняк 18-го века. Его история уже сама по себе заслуживает отдельной экспозиции. Впрочем, биография дома органично вписалась в концепцию выставки, которую предложил куратор Юрий Аввакумов. Знаменитый зодчий и художник остался верен своему принципу: никогда не бороться с архитектурным пространством.

По словам куратора выставки Юрия Аввакумова, чуть ли не впервые в жизни здесь в экспозиции использован принцип следового подхода. То есть сначала внимательно изучили этот дом, убрали какие-то лишние стенки. Он оказался очень простой внятной структуры.

Эта структура и стала ключом к раскладу пасьянса: органично разместить 200 с лишним произведений — задача не из легких. Ответы искали научные сотрудники в библиотеках. Когда и где были столовые жильцов, классы гимназистов, процедурные кабинеты. Так, в бывшей спальне оказались раскладушки с пейзажами Ивана Лунгина. А в бывшей палате — «Птицы, наполняющие разум» Леонида Тишкова.

«Пытаться их совместить в одном зале непросто. Потому что многие произведения современного искусства требуют отдельной среды, стерильной, и одиночества. Это конкуренция между вещами», — утверждает куратор музея Екатерина Зайцева.

Тем не менее, из них удалось составить целостные композиции. На третьем этаже, который всегда был приватной территорией обитателей, расположились экспозиции, объединенные темой личных переживаний. В бывшей жилой комнате гимназистов детские воспоминания Аркадия Петрова и Богдана Мамонова, выдержанные в стиле открыток 50-ых годов. А «Панорама» улиц Ольги Чернышевой родом из 80-ых, хотя сделана в начале 2000-ых. Самый яркий и масштабный по исполнению — второй этаж. Ведь он всегда считался парадным.

«Все темы, которыми занималось искусство на протяжении 20-ти лет: сакральное, духовное, утопическое, то есть все, что связано с общественными проявлениями — вот это оказалось на парадном этаже», — говорит куратор выставки Юрий Аввакумов.

В серии «Памятники» Дмитрия Пригова маленький Наполеон на фоне монументов русским поэтам. Французский император со своих фотографий взирает на картину Сергея Волкова, напоминающую Вавилонскую башню. Выход из зала тщеславия ведет к «Войне» — композиции в бывшей большой гостиной. Здесь главный экспонат — «Танк» Ирины Кориной. Но у анфилады, заполненной символами разрушения, есть антипод.

Инсталляция Сергея Шутова называется «Абак». Это размышление о единстве мировых религий. Молитвенное движение — как объединяющее начало, разобщающие детали закрыты тканью. Отсюда начинается путешествие в мир символов сквозь анфиладу старинного особняка.

Она выходит окнами на Высоко-Петровский монастырь и посвящена теме сакрального. «Хлеба» Анатолия Осмоловского напоминают иконостас. Он как раз напротив иконостаса монастырского. А то, что во времена гимназии в этом зале был класс закона Божия, лишь дополняет религиозный смысл. Рядом символ доллара Андрея Молодкина, заполненный настоящей нефтью и каменноугольная звезда Владимира Анзельма. Сам куратор разместил собственную работу именно в этом отсеке.

«Эта работа 90-го года. С 91-го года она в Москве не выставлялась. Лестница — это всегда перемещение из одной точки в другую. Но когда берешь две лестницы и располагаешь их в форме креста, то получается, что это движение, коммуникация равна нулю», — утверждает куратор выставки Юрий Аввакумов.

И, наконец, первый этаж предстал как «чрево города». Все, что связано с жизнью мегаполиса и общества потребления. Полтора века назад здесь были конторы и решались финансовые вопросы. Нынешние постояльцы — жертвы зрелищной культуры Сергея Шеховцова: поролоновые люди сидят, уставившись на картину Александра Савко. А в центре внимания — беспощадный резиновый «Мегаполис» Аладдина Гарунова.

«Жить здесь невозможно. Но город таким и является. Со своими ритмами, страхами, экологическими проблемами. Все это есть. Материал (резина) тоже неслучаен, потому что она заполонила наш город. Пробки, автомобили…» — пояснил художник Аладдин Гарунов.

Юрию Аввакумову пришлось не только придумать сценарий выставки, но и серьезно поработать над образом самого музея. Художники-минималисты перекрасили стены, а реставраторы раскрыли секрет парадной лестницы: оказывается, кто-то когда-то решил, что музей современного искусства должен быть белой коробкой, и закрыл гипсокартоном великолепные фрески — настоящие произведения искусства.

Как рассказал куратор выставки Юрий Аввакумов, тут еще была такая традиция (не очень хорошая) — завешивать коридоры искусством. От этого было впечатление, что ты находишься все в той же больнице или поликлинике. «Мы сделали из них просто зоны отдыха. В общем, мне кажется, что случился диалог между старым домом и новым искусством», — добавил он.

Два последних десятилетия для искусства в России — самые динамичные и наполненные событиями. Точкой отсчета стал аукцион «Сотбис» в конце 80-ых, когда русские художники были оценены по достоинству и вышли на мировой рынок. Тогда же из-за рубежа хлынула лавина новых возможностей — материалы, технологии. Арт-сообщество получило второе дыхание, но одно звено пока что заполнено не до конца.

«Есть такая стратегия: показывать действительно новое. Приоритет отдается инсталляциям, для многих россиян до сих пор непривычным произведениям искусства. И хотя это музей современного искусства, музей государственный, надо приучать зрителя к тому, что искусство может быть разным, в частности, непривычным по форме», — считает куратор музея Екатерина Зайцева.

Выставка не только интересна, но изящна и красива. Хотя есть у нее один недостаток: уже в середине марта ее разберут. Чтобы увидеть двадцать лет истории страны глазами художников, времени совсем немного.

 

Все новости Москвы