Премьера в театре-студии Олега Табакова. «Отцы и дети» в условиях советского быта XX века. Так увидел тургеневское произведение режиссер Константин Богомолов. Герои решают «вечные» вопросы, незаметно перемещаясь из одной эпохи в другую и обратно.
Это пространство очень сложно назвать реальностью. В конфликте участвуют знакомые герои, одна другую сменяют сцены из хрестоматийного романа. Но известные со школьной скамьи диалоги звучат с привлечением современной лексики. Герои слушают радио. В бокалы разливают Советское шампанское. Аркадий Кирсанов бреется электрической бритвой.
Таким способом режиссер Константин Богомолов смахивает пыль с хрестоматийного глянца. Базаров разоблачает устои «поколения отцов». Богомолов сомневается в авторитете целого века -XIX.
Константин Богомолов, режиссер:
— Пытаться окутать все значит завесой тумана какого-то, очарования, поэзии — ни к чему хорошему не приводит. Время XIX и XX век — они как бы переплелись. То есть там органично сосуществуют крепостное право и советский быт. И это вполне естественно. Ничем они не различаются.
Иногда действие превращается в откровенный фарс.
Отцов играют Виталий Егоров и Андрей Смоляков. Они в большей степени напоминают героев Тургенева. Но это нисколько не упрощает задачу.
Андрей Смоляков, актер:
— Я на самом деле очень люблю молодых людей и очень хорошо с ними контактирую. И у меня никогда с молодыми людьми не было конфликтов, которые принято называть поколенческими или временными.
На роль Одинцовой приглашена Эльвира Данилина — ведущая актриса Саратовского театра драмы. Роль Евгения Базарова исполняет Евгений Миллер.
Евгений Миллер, актер:
— Нахождение вот этих ниточек, за которые нужно дергать, для меня наверное как-то болезненно протекало.
К постановке «Отцов и детей» Богомолов пришел после работы над текстами авангардными — ставил Брехта, Ионеско, Кафку. По тем же законам — театра абсурда — решил инсценировать русскую классику. Безусловно, это спектакль для искушенного зрителя. Но при всей нестандартности, одна из главных тем в мире искусства — отцов и детей — решается глубоко и не имеет ничего общего с попыткой осовременить классику.