Знаменитый Дом-Цилиндр разрушается

01 июня 2010 | Рубрика: Репортажи

Уникальное творение архитектора Мельникова — знаменитый дом-цилиндр в Кривоарбатском переулке — оказался в кольце новостроек. Фундамент известного на весь мир сооружения стремительно разрушается. Потомки выдающегося мастера уже не первый год добиваются создания в доме музея. Но пока все попытки остаются безрезультатными.

Этот дом построил ее дед. Она здесь родилась, прожила всю жизнь и продолжает жить этим домом. Екатерина Каринская — внучка архитектора Константина Мельникова — уже много лет безуспешно пытается исполнить волю своего великого предка.

«Я здесь — на правах исполнителя завещания. Все это завещано государству. Он считал, что это должен быть музей отца и сына. Он еще при жизни ходил в Союз архитекторов, хлопотал о том, чтобы государство взяло на себя дом с целью сделать музей», — говорит Екатерина Каринская, внучка К.С. Мельникова.

Отец — архитектор Константин Мельников. Сын — художник Виктор Мельников. Их мастерские в первозданном виде с мемориальной обстановкой занимают второй и третий этажи дома-цилиндра. Константин работал здесь, здесь — его чертежный стол, окно во всю стену. А здесь творил Виктор, и яркий дневной свет заливал его картины через многочисленные окна-ячейки.

«Все стены состоят из этих ячеек даже там, где окошек нет — они забиты, засыпаны строительным мусором, заштукатурены», — продолжает Екатерина Каринская.

Но эти чудеса архитектурной мысли, по которым с ума сходит весь мир, соотечественникам Константина Мельникова остаются недоступными. Тянутся суды — половина наследников свои доли продали частному лицу, у которого на дом в Кривоарбатском переулке — свои планы.

«Еще одна проблема — низкий охранный статус. На протяжении долгого времени так же, как и все постройки XX века в Москве, они имели самый низший местный статус. Только в 2005-м году они получили статус региональный, но это на основании того, что Москва — субъект федерации, то есть, по сути дела, охранный смысл этого здания не изменился», — объяснила Наталья Душкина, член Международного попечительского комитета по созданию музея «Дом Мельникова».

И этот «низкий охранный статус» дом опускает все ниже и ниже. Разрушается фундамент, требуя немедленной реставрации.

у Дома Мельникова буквально земля уходит из-под фундамента. С тех пор, как архитектурный шедевр окружили арбатские новоделы с подземными гаражами, грунт начал проседать стремительно — минус сорок сантиметров всего за 12 лет.

На этом фоне потрескавшиеся стены и осыпающийся потолок — в общем-то, пустяки. Здание настолько архитектурно совершенно, что все эти годы спасает само себя, не спасаясь лишь от нашествия соседей. Над домом-цилиндром нависла очередная угроза очередного новостроя.

«Очень сильное переуплотнение создает другую гидрогеологическую ситуацию. Для памятников архитектуры обычная угроза — это невежество. К сожалению, она постоянна и от нее уберечься нет никакой возможности», — пояснила Мария Нащокина, главный научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства.

Константин Мельников строил дом для своей семьи и мастерской на собственные средства. Потом собственной волей завещал его своей стране. Страна оказалась к такому подарку не готова, и денег на реставрацию нет.

Архитектурная общественность — преимущественно зарубежная — образовала даже междунардный комитет по созданию дома-музея Мельникова. Но дело с мертвой точки так и не сдвигается, и спрятанное в тени кленов культурное наследие по-прежнему охраняет овчарка по кличке Авось.