Следственный изолятор №2 или легендарная тюрьма Бутырка может переехать, а комплекс зданий, известный еще с екатерининских времен не только своими архитектурными особенностями, но и яркими постояльцами, превратится в крупнейший музей. Основания для подобных проектов имеются. Самые весомые могут перечислить жильцы окрестных домов и обладатели мобильных телефонов.
Она стоит уже 242 года и могла бы простоять столько же. Одна из старейших российских тюрем, где последние дни перед казнью провел Емельян Пугачев. С екатерининских времен Бутырский замок, как еще называют тюрьму, своего предназначения не менял ни разу.
Идея сделать из Бутырки музей приходила в умы городских властей не раз. Музей здесь все же появился — он сейчас располагается в той самой Пугачевской башне. Но чтобы рассказать всю историю этого места, одной баши уже давно не хватает.
Знаменитые сидельцы легендарной Бутырки — часть истории страны: Махно и Дзержинский, Мандельштам, Королев и Солженицын. Знаменитости есть и среди сегодняшних обитателей. Конечно, поменьше масштабом. Самый известный — местная звезда, бизнесмен Виктор Батурин.
Революционеры, враги народа, иностранные шпионы и обычные уголовники — кого только не видели эти своды. Сюда приезжал Лев Толстой, чтобы напитаться впечатлениями.
Угол Лесной и Новослободской — сейчас это почти центр Москвы. До Кремля — рукой подать. Комплекс Бутырской тюрьмы по размерам не многим уступает спорткомплексу «Олимпийский». Свободу и несвободу разделяют какие-то считаные метры.
«Очень часто приходят какие-то люди, выкрикивают числа, — рассказывает местная жительница Светлана. — У них там какие-то свои шифры, все это перекрикивается между корпусами. Мы уже к этому привыкли, но, в принципе, это ненормально».
Соседство с Бутыркой приносит тюремный колорит в жизнь обитателей жилых кварталов. Когда в тюрьме включают глушилки мобильных телефонов, связь пропадает и на близлежащих улицах. Вид из окон квартир на тюремные казематы — зрелище не самое приятное. Но намного больше хлопот жителям доставляют знакомые и родственники заключенных.
«Бывало, люди выходили на крыши и кричали во двор туда: «Вася, я тебя дождусь», — рассказывает другой местный житель Олег.
Судьбой бутырского изолятора озаботились в Общественной плате. Тюрьму, пусть, и прославленную, из центра города, посчитали здесь, пора бы и убрать.
«Создав музей, комплекс, мы можем поднять все архивы, — отмечает предсе6датель комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена. — Часть архивов сегодня закрыта, и мы почти знаем процентов 30 из того, что находилось в архивах, а ведь еще очень много закрыто».
Куда отправить 2,5 тысячи заключенных, если Бутырка станет музеем? Одно из предложений — переселить следственный изолятор на территорию Новой Москвы, а Бутырский хутор отдать историкам и археологам.