Москва превращается в город архитектурных копий и фальшивого историко-культурного наследия. Ведущаяся сегодня реконструкция памятников архитектуры нередко имеет мало общего с научной реставрацией. Так, в последние годы город безвозвратно потерял десятки исторических зданий, среди которых — легендарный «Военторг», на месте которого возвели новостройку, возмутившую столичных архитекторов. По их словам, законы об охране культурного наследия нередко нарушаются, а город, в потере своего исторического облика, уже прошёл точку невозврата. Репортаж Сергея Куропова.
Главным возмутителем спокойствия архитектурной общественности Москвы стала новостройка, появившаяся на месте бывшего военторга. Скоро здесь откроется торгово-офисный центр, с него уже сняли защитную строительную сетку. Но, по словам московских архитекторов, лучше бы её не снимали. Строение выглядит пародией на подлинный военторг: цвет фасада не тот, появились 3 лишних этажа, они скрываются в мансарде, а венчает конструкцию безвкусная башенка с золочёным шпилем. Словом, здание абсолютно не вписывается в архитектурный ансамбль Воздвиженки.
По словам местных жителей, прохожих на Воздвиженке в последнее время стало заметно меньше. Туристов современное здание, в отличие от старого военторга, больше не интересует, а коренные москвичи и вовсе нередко обходят эту улицу стороной, чтобы не видеть аляповатую новостройку.
Олег Дроздов, военнослужащий:
Это наследие веков. Не мы строили, не нам разрушать, поэтому надо было просто отреставрировать это здание. Тем более, я как военнослужащий, мне очень жалко, здесь был прекрасный военный универмаг, где можно было приобрести необходимые вещи для военнослужащих.
Здание Военторга, жемчужина советского позднего модерна, было ещё и первым московским атриумом. Люди на московских улицах говорят, что такая реконструкция больше похожа на кощунство.
Московские архитекторы бьют тревогу. По словам экспертов, столица может безвозвратно потерять и провиантские склады на Зубовском бульваре. В скором будущем там разместится музей Москвы. Проект реконструкции предполагает строительство подземной парковки, а двор комплекса перекроют стеклянным колпаком.
Вопрос «Как соблюсти паритет между сторонниками консервативного подхода к изменениям в архитектуре города и теми, кто выступает за модернизацию», обсуждают не только архитекторы, но и журналисты, писатели и художники. Пришли к выводу: Москву надо спасать.
Давид Саркисян, директор Государственного музея архитектуры им. Щусева:
Я сейчас сюда шёл пешком из нашего музея. Я обратил внимание, что шёл по городу из новоделов.
Представители властей утверждают, что действующее законодательство в области охраны культурного наследия несовершенно, и его срочно надо менять.
Давид Саркисян, директор Государственного музея архитектуры им. Щусева:
Господин Ресин, я уверен, искренне считает, что сломать старый дом и построить его новенькую копию — это будет хорошо. Он не враг, он так думает. Он когда был в Венеции, при мне сказал «как всё запущено». Вот нас бы сюда пустили, мы бы всё сделали новенькое. Он действительно так думает.
Пока общественность и деятели культуры бьют в набат, исторические здания продолжают сносить, называя их ветхими и аварийными. По словам экспертов, Москва, теряя исторический облик, уже прошла точку невозврата.