Ситуация парадоксальная: мы любим книгу — источник знаний, гордимся званием самой читающей страны. Тем временем в Москве закрывают одну из самых старых библиотек. Московский союз художников решил расстаться с огромным собранием книг — помещение сдадут в аренду, часть фондов переедет, часть просто расформируют.
Двадцать пять тысяч против трех с половиной миллионов. Первая цифра — это единицы хранения, фонды библиотеки, вторая — потенциальная выгода в рублях от сдачи площадей в аренду на год. Судьба уникального собрания книг была решена на бухгалтерских счетах.
«Такие деньги, вы сами понимаете, на дороге не лежат. Мы никаких бюджетных средств не имеем. Нам никто их не выделяет», — говорит Иван Казанский, председатель правления Московского союза художеств, действительный член Российской академии художеств.
Предшественники из далеких 20-х годов, если и думали о средствах, так только о выразительных. Члены Ассоциации Художников Революции — сокращенно АХР — в свое время решили: лучше одна большая общая библиотека, чем мелкие и разрозненные личные.
«Прежде всего, приносили свои книжки. Потом АХР стал выделять деньги на приобретение иностранных журналов и иностранных книг. Собственно с этого и началась коллекция. Потом АХР вливается в создаваемую вновь организацию «Союз художников», — объясняет Юлия Болдырева, заведующая Центральной специальной библиотекой московского Союза художеств.
Нынешнему МОСХу подобная библиотека представляется непомерной роскошью. Ей осталось жить считанные дни. Арендатор площадей уже найден. Уникальное издания, такие как «Горе от ума» 1915-го года, и еще сотни подобных переедут в здание правления Союза в Старосадский переулок. Но большую часть коллекции решено расформировать вместе с персоналом. Подробнейшие каталоги и люди, создававшие их годами, оказались никому не нужны.
«Создавались картотеки, рассматривались, перебирались, перелистывались все практически альбомы, которые находятся в нашем фонде и расписывались по темам. И поэтому любую тему мы можем визуально представить нашим художникам», — рассказывает Вероника Вельгорская, заведующая отделом абонемента Центральной специальной библиотеки Московского союза художеств.
Одним из последних клиентов стала Третьяковская галерея, а рядовых посетителей все меньше. Не держать же ради них 270 квадратных метров, если за каждый можно выручить по 13,5 тысяч рублей!
«Что мы сейчас с вами обсуждаем? Книги, книги, книги! Не может быть 24 человека в год противовесом этим вещам. Значит книги никому не нужны! Давайте ставить точки над «i» в тех местах, где они обязаны стоять! Не нужны эти книги никому!», — продолжает Иван Казанский, председатель правления Московского союза художеств, действительный член Российской академии художеств.
В правлении пугают, не дай Бог, МОСХ станет банкротом. И тогда прощай сотни мастерских по всей Москве. А так вырученные деньги пойдут на поддержание на плаву других помещений и зданий, принадлежащих Союзу. Например, соседствующий с бывшей библиотекой дом-коммуна на Верхней Масловке, построенный по инициативе Горького и Грабаря в 30-е годы, давно уже требует ремонта.
Знаменитый городок художников превращается в Тришкин кафтан. Протертые локти латают за счет манжет. Рукава наращивают отрезанными полами. То, что получится в итоге назвать «городком», язык не поворачивается. От былого великолепия останется один единственный дом, да и его судьба — под большим вопросом.