Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев выступил с очередным громким заявлением, взбудоражившим общественность. Он предложил отлучить от церкви Филиппа Киркорова. Он считает, что певец и священник, который крестил его дочь Аллу-Викторию, нарушили церковные правила.
Как известно, дочь известного шоумена была рождена суррогатной матерью, а РПЦ, по словам Кураева, квалифицирует суррогатное материнство как поведение, не приемлемое для христианина. Кроме того, протодиакон заявил, что священник должен был предупредить Киркорова о формате таинства крещения и не допускать превращения его в вечеринку.
После этого громкого заявления вновь возникло множество вопросов, связанных не только с этическими аспектами суррогатного материнства, но и с тем, крестить или нет ребенка, рожденного «из пробирки»? И за что в современном мире в принципе христианин может быть подвергнут анафеме?
«Дети загробного мира» или дети без Духа?
В 2010 году создателю технологии искусственного оплодотворения Роберту Эдвардсу была вручена Нобелевская премия по физиологии и медицине, который более 30 лет назад провел удачный эксперимент по оплодотворению яйцеклетки вне тела матери. С тех пор с помощью метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) на свет появилось более четырех миллионов детей.
Однако споры до сих пор не утихают. Вплоть до вопроса: является ли эмбрион, зачатый в пробирке, человеческим существом или нет? В частности, этот вопрос обсуждали на одной из конференций «Наука. Философия. Религия».
Тогда, в частности, было отмечено, что «момент одухотворения человека по времени совпадает с моментом оплодотворения». В этой связи один из участников конференции – отец Климент – задался вопросом: «Будет ли дух у клонированного человека?». И сам ответил: «Это — не Божий дар. Клон не может называться человеческой личностью».
Однако отец Димитрий Першин (член комиссии РПЦ по биоэтике) заявил, что «если человек рожден путем ЭКО или даже если человек впоследствии будет клонирован, мы все равно должны будем относиться к нему как к человеку. Для врача так же будет действовать клятва Гиппократа».
Тем не менее, РПЦ не приветствует методы искусственного оплодотворения. В качестве основных аргументов: разрушение традиционной семьи, возможность получить ребенка вне семейных отношений и косвенная поддержка однополого сожительства.
Более подробно причины такого отношения РПЦ к методам искусственного оплодотворения отец Димитрий Першин изложил в статье «ЭКО: от медицины к биоэтике».
В частности, там можно найти и такой шокирующий аргумент, о котором мало кто задумывается. Речь идет о проблеме так называемых «детей загробного мира» — эмбрионов, которые имплантируются после смерти отца-донора (в случае гомологичного оплодотворения) или после того, как заказчики (как это не раз случалось) погибали в результате несчастного случая.
«В результате появляются так называемые «дети загробного мира». Это происходит, когда донор-отец умирает еще до имплантации, или эмбрионы становятся «сиротами» еще до своей имплантации в матку, или же тогда, когда вдова выражает желание родить ребенка от семени умершего супруга после того, как его сперма была специально взята у него во время терминальной болезни», — поясняет отец Димитрий.
Что же касается вопроса, крестить или нет детей из пробирки, священники, которых опросили Вести.Ru, ответили, что уже рожденных детей, конечно, лучше крестить, чем нет.
Священники: крестить надо, но надо и обличать грех суррогатного материнства
Еще один момент, который вызвал неоднозначную реакцию общества, поведение самого Филиппа Киркорова и его речь, которую певец произнес с амвона. Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ Максим Козлов в эфире радио «Вести ФМ», заявил, что общественная дискуссия в данном случае вполне оправдана.
«Потому что возникла ситуация общественного соблазна, говоря церковным языком. То есть произошёл инцидент во время совершения одного из величайших церковных таинств — таинства крещения. Этот инцидент профанирует само совершение таинства. Кроме того, он сопровождался поступками, действиями и словами участников, которые никак (с точки зрения церковного законодательства и христианской морали) приветствоваться не могут», — пояснил он.
Однако при этом отец Максим подчеркнул, что не уверен, можно говорить слова об отлучении Филиппа Киркорова. «Потому что отлучать можно того, кто является в полном смысле членом Церкви. То есть это человек, который участвует в церковных таинствах, исповедуется, причащается, сознает себя православным христианином. Насколько осознает себя таковым известный участник шоу-бизнес процесса, я не знаю», — отметил священнослужитель.
Крестить ребенка нужно вне зависимости от грехов родителей, считает отец Максим. Но при этом добавляет: то, что Киркорову было разрешено оказаться на церковным амвоне, — месте священном (выступать и проповедовать с которого имеет право только священнослужитель),а также то, что священником сам «грех суррогатного материнства не был открыто обличён и назван грехом», — «это возмутительный факт нарушения церковной дисциплины».